Барлык яңалыклар
Общие статьи
4 июнь 2019, 17:42

Если есть ад, то он был там

4 июня 1989 года на перегоне Аша-Улу-Теляк произошла самая страшная железнодорожная катастрофа в истории России

4 июня 1989 года на перегоне Аша-Улу-Теляк произошла самая страшная железнодорожная катастрофа в истории России
Когда два поезда – «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск» – проезжали рядом, взорвался газ, скопившийся в низине. По официальным данным, погибли 575 человек.
Взрыв прогремел в 01.14 – многотонные вагоны разметало по лесу, как щепки. Из 37 вагонов 7 сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 – оторвало и сбросило с путей. В двух поездах, по официальным данным, было 1284 человека, но в те годы на билетах не писали фамилий, «зайцы» легко просачивались. На расстоянии километра от железной дороги был газопровод, его построили, как выяснилось в ходе следствия, с нарушениями. Газопровод шел по низине, среди леса, а железная дорога проходит по высокой насыпи. В трубе появилась трещина, газ постепенно начал копиться в долине и подползать к поездам. Что послужило детонатором, неизвестно до сих пор.
За год до этого случая взрыв на этой трубе уже был. Тогда погибли несколько рабочих. Но мер не приняли. За смерть 575 человек наказали «стрелочников» – рабочих, которые обслуживали участок. Им дали по два года тюрьмы.
Спустя 3 десятка лет очевидцы трагедии вспоминают этот день.
Сергею Васильеву в 1989-м было 18. Работал помощником машиниста поезда «Новосибирск-Адлер». После событий под Улу-Теляком награжден орденом «За личное мужество»:
– Никакого предчувствия беды в тот день не было. Единственное, на что я обратил внимание, – нехороший туман, который стелился по земле.
После взрыва очнулся на полу, а там все горит. Машиниста в кабине зажало. Я начал его вытаскивать, а он мужик здоровый был, тяжелый. Как потом узнал, он умер в больнице на шестые сутки. Только его вытащил, смотрю - дверь решеткой заблокировало – кое-как с ней справился.
У меня было 80% ожогов, на теле остались только погоны, ремень и кроссовки без подошвы.
В одном из вагонов бабушка с пятью внуками ехала на море отдыхать. Я ей помог, камнем стекло разбил, она мне троих внуков передала. Трое выжили, а двое погибли там...
Когда узнал, что причиной взрыва стала чья-то халатность, такая злость меня взяла… Почти три месяца провел в больнице, заново меня там по кусочкам состряпали. В больнице и познакомился со своей будущей женой.
Участковому поселка «Красный Восход» Анатолию Без-рукову было 25. Из горящих вагонов спас семерых человек, помогал отвозить пострадавших в больницы.
– Сначала был один взрыв, потом второй. Если есть ад, то он был там: ты из темноты лезешь на эту насыпь, перед тобой огонь и из него ползут люди. А на следующий день я уже по работе выехал на место, начали собирать вещественные доказательства. Вот лежит пепел, все, что от человека осталось, а посередине блестит заколка от галстука – значит, солдатик был. Я даже не боялся. Не может быть никому страшнее, чем тем, кто ехал в этих поездах.
Жителю «Красного Восхода» Марату Юсупову сейчас 56 лет. В день катастрофы Марат спас из вагона четверых.
– Вокруг этих поездов леса вообще не осталось, а густой был. Все деревья повалило, одни черные пеньки. Выжгло землю дотла. Помню много-много людей, все просят о помощи, на холод жалуются, хотя на улице тепло было. Снимали с себя всю одежду и им отдавали. Я первой девочку маленькую вынес, не знаю, живая ли она…
Сергей Косматков, глава сельсовета «Красный Восход»:
– Вот все говорят, что было 575 погибших, на самом деле – 651. Просто их опознать не смогли, один прах да косточки остались. Через два дня после пожара пришли рабочие класть новые рельсы, прямо на останки. Люди тогда стеной встали, собрали все в мешочки и похоронили прямо около путей. А через три года мы здесь обелиск поставили. А еще около дороги стоят яркие красные беседки. Их установили в местах, где лежали полностью сгоревшие вагоны. Там родные собираются, поминают.
ИСТОЧНИК KP.RU
Фото: Интерет
Читайте нас: