Выступая с посланием к Федеральному собранию в середине января президент России Владимир Путин заявил о намерении ускорить работу над социальными и экономическими задачами, которые отражены в национальных проектах. К ускорению приступили своеобразно: спустя несколько часов после послания правительство в полном составе ушло в отставку, а уже на следующий день Госдума одобрила назначение нового премьер-министра. Меньше, чем за неделю, новый глава кабмина Михаил Мишустин сформировал свою команду и раздал первые поручения. До 20 февраля кураторы нацпроектов должны будут уточнить эти программы с учетом задач, поставленных президентом в послании, а Минэкономразвития – скорректировать план по реализации национальных целей.
О стратегии обновленного правительства и возможных изменениях в нацпроектах эксперты рассказали порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС.
В новый год с прошлогодними задачами
В начале 2019 года Владимир Путин
заявил, что времени на раскачку по нацпроектам нет. Однако это не помешало расценивать первый год реализации нацпроектов как тестовый,
отмечали эксперты . По итогам 2019 года было израсходовано 1,6 трлн рублей из 1,75 трлн рублей, заложенных в бюджете на реализацию нацпроектов, сообщил Минфин. О том, что по итогам года будет "небольшое недоисполнение" расходов на нацпроекты, предупреждал министр финансов Антон Силуанов.
Но говорить о прошлогодней работе над нацпроектами в негативном ключе не стоит, считает экономист инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" по России и СНГ Софья Донец. "У нас не сильно повысился оптимизм по поводу реализации национальных проектов [в 2020 году при новом правительстве], но не потому, что мы считаем, что усилия не будут сделаны, а потому, что мы и раньше были вполне оптимистичны относительно реализации нацпроектов", - поясняет она.
Такие крупные проекты не могут реализовываться без какой-либо корректировки курса, отмечает Донец. К тому же сейчас государство осуществляет переход к новой модели развития. "Нельзя сказать, что правительство не справилось [в 2019 году]. Нельзя сказать, что мы не ожидали отсрочек. В целом сейчас длится сложный период перехода от политики суперстабилизации к политике расходования", - поясняет она.
Да и сам глава государства отмечал, что 100-процентное исполнение целей – задача недостижимая. "Не все, разумеется, получилось, но все никогда и не получается в полном объеме", - сказал он прошлому правительству.
"В целом, можно говорить о том, что исполнение национальных проектов в прошлом году сильно буксовало. В качестве причин можно обозначить как высокую бюрократизацию процессов, так и опасения создания ценового давления в экономике", - поясняет начальник управления анализа рынков компании "Открытие брокер" Константин Бушуев.
Возможно, у нового правительства получится разобраться с основными проблемами нацпроектов благодаря пришедшим "технократам" и "эффективным управленцам", считает главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович.
"Такой набор министров призван нейтрализовать наиболее острые проблемы нацпроектов, а именно – провести значительную модернизацию всей структуры расходования бюджетных средств на данные проекты. По нашим оценкам, у нового правительства есть шансы справиться с такой задачей и решить проблемы недофинансирования госинвестиций в рамках программы нацпроектов", - отмечает он.
Перед командой Мишустина стоит задача не только исполнения целей, поставленных в майском указе президента и национальных проектах, но и новых социальных реформ, заявленных Путиным в послании. А они обойдутся российскому бюджету примерно в 450 млрд рублей, и это только в 2020 году. В течение ближайших трех лет сумма достигнет 4 трлн рублей, подсчитал доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС Алисен Алисенов.
Как именно в связи с новыми задачами могут быть скорректированы нацпроекты, и в частности нацпроект "Демография", эксперты пока прогнозировать не берутся.
Зато новый кабинет министров уже готов доложить, но не о результатах, а о своих планах.
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков поспешил сообщить, что его ведомство подготовит все документы, необходимые для реализации объявленных президентом социальных реформ, а также пообещал упростить для граждан механизмы получения социальных пособий.
Новый первый вице-премьер Андрей Белоусов, по-видимому, будет в том числе курировать инфраструктурные вопросы, поскольку именно он провел встречу с руководящим составом Минтранса и официально представил переназначенного в обновленном правительстве министра транспорта Евгения Дитриха, напомнив о задачах по достижению показателей нацпроектов.
Вице-премьер Виктория Абрамченко, которая будет курировать Минприроды,
назвала реализацию профильного нацпроекта "задачей номер один". Пока что нацпроект "Экология" остается в числе аутсайдеров – его исполнение отстает, а так называемая мусорная реформа, стартовавшая в прошлом году, постоянно подвергается критике.
Министр экономического развития Максим Решетников напомнил, что руководил профильной рабочей группой Госсовета по направлению "Экономика и финансы", которая сумела найти ряд решений, "направленных на более эффективное финансирование мероприятий национальных проектов в регионах". И эти решения вместе с предложениями губернаторов будут использованы в работе министерства, заверил он.
Прошлый состав правительства сформировал хорошую базу для экономического роста, считает Алисенов из РАНХиГС. Теперь же экономика требует разгона. Перед правительством стоит задача преодолеть инерционный рост ВВП и повысить показатель до 3,1% в 2021 году и 3,2% в 2022 году - и это на фоне ожидаемого снижения темпов роста мировой экономики.
"От нового кабинета министров ждут, что будут реализованы крупные национальные инфраструктурные проекты, будет решена проблема с бедностью в стране, будут повышены реальные доходы населения", - говорит Алисенов, и призывает делать упор не на прямых, а на косвенных мерах стимулирования – эффект от них будет более долгосрочным.
Профицитный (даже с учетом новых социальных реформ) бюджет, а также наполненный сверх "несгораемой суммы" Фонд национального благосостояния (ФНБ) создают благоприятную почву для размышлений на тему прямых инвестиций в экономику. Решение о том, что средства ФНБ можно направить на инфраструктурные проекты, уже принято. К 1 июня правительство должно представить и перечень дорожных проектов для финансирования из ФНБ.
По мнению гендиректора исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, новому правительству не стоит затягивать "распечатывание" средств фонда, а следует направить их в стройку. "Держать фонд в валюте и драгметаллах и дальше бессмысленно, на долгосрочном горизонте эти деньги просто обесценятся, тогда как дороги, порты, заводы будут работать и приносить доход", - подчеркивает он.
Параллельно кабмину следует заняться решением проблемы кадрового голода.
"На региональном уровне банально не хватает людей ни у властей, ни у подрядчиков, которые могут грамотно подготовить конкурсную документацию, а в результате срываются миллиардные проекты", - говорит Безбородов.
При этом крупный бизнес готов работать над реализацией нацпроектов, утверждает президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Но для этого нужно дождаться одобрения закона о защите капиталовложений и поощрении инвестиций. Документ, который должен защищать инвесторов в российские проекты, принят пока только в первом чтении. При этом закон позволит привлечь в экономику РФ около 33 трлн рублей, заявлял председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Но у малого бизнеса свои представления о благоприятных экономических условиях. Так, "Партия роста", председателем которой является уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов,
предложила Мишустину экстремальные меры стимулирования предпринимателей - освободить малый бизнес от налогов на три года.
Самыми проблемными нацпроектами остаются сегодня нацпроекты "Цифровая экономика" и "Экология". По мнению гендиректора АНО "Цифровые платформы" Арсения Щельцина, исполнение цифрового проекта хромает из-за бюрократии, а также качества и скорости финансирования его мероприятий.
А эксперт в области экологии, глава организации "Зеленый патруль", член общественного совета Росприроднадзора Андрей Нагибин предлагает правительству помогать регионам в оформлении документов. По его мнению, если бы власти консультировали регионы при подготовке научно-технической документации, финансирование по нацпроекту поступало бы быстрее.
Профессор Финансового университета при правительстве России, экс-замглавы Минздравсоцразвития Александр Сафонов считает, что ускорить реализацию демографических реформ можно через информационно-просветительские инструменты, например, создав сайт "Демография" или "Помощь семье". На таких ресурсах люди смогут легко найти подробные сведения о действующих льготах и о том, как их получить, говорит он. Сафонов также уверен в необходимости усиления личной ответственности за результаты проекта, и предлагает обеспечить обратную связь между властями и гражданами, а также между различными министерствами и ведомствами.
Отдельные эксперты говорят об отсутствии понимания, зачем в принципе перед государством стоят цели того или иного нацпроекта. "Понятно, что мы хотим быть ведущей научной державой, но для чего и ради чего, что от этого получит наша страна, какие технологии мы хотим освоить, какие результаты мы ожидаем - пока остается за рамками управления национальным проектом. Именно в целеполагании необходима дополнительная тщательная работа", - рассуждает о нацпроекте "Наука" заведующий лабораторией прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ Александр Родин.
Отразятся ли пожелания экспертов в самих нацпроектах - станет понятно после того, как новое правительство представит свои уточнения. Параллельно кабмин проведет ревизию уже проделанной работы по нацпроектам – соответствующее поручение уже дал Михаил Мишустин.