Родилась и выросла она в Ермекеево в многодетной семье. С горечью вспоминает свои детские годы, которые пришлись на тяжелые военные и послевоенные годы. У учеников не было тетрадей, учебников, ручек. Чернила делали сами из сажи. Рассказы учителей писали под диктовку. Для этого использовали различные книги вместо тетрадей – писали между строк. Шла война и дети тоже старались внести свой посильный вклад в победу. Вязали носки, варежки, шарфы и отправляли в посылках на фронт. С малых лет трудились в колхозе.
Отец у Нурании работал бахчеводом, был крепким, высоким мужчиной. В то время на большом участке растили дыни, арбузы, помидоры, капусту... И на фронт его мобилизовали только после уборки урожая 6 декабря 1941 года. А урожай тогда получили богатый. Лутфуллу оставили в Алкино, воевать ему так и не пришлось. «Чем он там занимался, никому не рассказывал. Это была военная тайна. Жили там впроголодь. Мама несколько раз возила продукты. А года через два его – всего больного, сгорбленнного отправили домой», – говорит с болью в сердце моя собеседница.
В марте 1945 года отца не стало, он умер в Уфимской больнице. Маме 37 лет, пятеро детей, Нурание 12 лет, младшему годик и старая бабушка. Они с мамой тянули бремя нищеты, чтобы вырастить младших ребятишек. За учебу в школе нужно было платить. Сначала 300 рублей, потом снизили до 150. Денег не было и их отчислили из школы. Так два года не могли учиться.
Нуранию забрали к себе родственники из с.Старошахово нянчить детей (младшему было 6 месяцев). Но мама не могла смириться с тем, что дети не получат образования. Обратилась в военкомат и добилась справки на бесплатное обучение. Нурания пошла в 8-й класс. Училась прилежно и очень старалась получить образование.
В 1953 году после окончания средней школы девушку направили учительницей немецкого языка в Рятамакскую семилетнюю школу. С детства она мечтала стать педагогом или врачом. Но учиться на врача не было финансовой возможности. Мама работала в колхозе за трудодни, денег практически не видели. За два года работы в школе Нурания Лутфулловна показала себя способной, добросовестной учительницей и была направлена на учебу (заочно) в БГУ на факультет иностранных языков. Во время учебы работала в Новосуллинской школе, потом в Рождественской. Кроме своих предметов, обучала еще рисованию и пению, была внештатным пионервожатым и библиотекарем. Несмотря на такую занятость, вела активный образ жизни. Участвовала во всех общественных мероприятиях школы, села и района. Была секретарем колхозной комсомольской организации, членом пленума и бюро райкома комсомола, внештатным корреспондентом районной газеты, Так у нее проявились организаторские способности.
За хорошую и активную работу во всех культурных мероприятиях на сессии райсовета ее утвердили на должность заведующей отделом культуры. После реорганизации района, хотя и получила приглашение в Уфу от Министерства культуры и обкома ВЛКСМ, твердо решила продолжить свою педагогическую деятельность. Узнав, что собираются открыть новую школу в Черниковке, направилась к директору. Преподавала в этой 112-й школе шесть лет. Она вела немецкий язык и организовала переписку с учащимися из ГДР, чем еще больше заинтересовала детей в предмете. У учителя ко всему был творческий подход. Видя ее старания, компетентность, директор-фронтовик Крехов Н.П. добился комнаты для своего работника, правда она была без удобств, зато свой угол.
А тут построили новую школу – 79-ю. И директором назначили коллегу Нурании Идиятиуллиной – учительницу географии. Она уговорила ее перейти к себе.
Как рассказывает Нурания Лутфулловна, здесь она начала работать со дня открытия – с августа 1969 года. Самый большой период ее работы с небольшим перерывом прошел в этой школе. В 1975 году мужа Равиля Сахибгареевича (родом из Буздякского района), высококвалифицированного специалиста-электросварщика направили по контракту в Монголию. Здесь она в 10 классах преподавала русский язык. Как вспоминает, дети с желанием изучали язык, многие собирались продолжить учебу в Советском Союзе. Домой Юнусовы вернулись спустя три года. В 79-й школе наша героиня работала до 1998 года. Ее общий трудовой стаж – 45 с половиной лет. По словам ее учеников, она была очень требовательна, справедлива и честна. Как классный руководитель, проявляла большую настойчивость в работе с учащимися, работала увлеченно и достигала хороших результатов в воспитании даже трудных детей. О многом говорит и то, что из 45 учеников в классе было 3-4 отличника, 24-26 ударников. Словом, она была вся в работе.
Так шли школьные годы. Со временем не стало мамы, потом и супруга (после неудачной операции), она осталась совсем одна. И по совету родственников вернулась на малую родину. В это время Ермекеевская школа отметила свое 100-летие, и как выпускница школы Нурания Лутфулловна получила приглашение. Для нее это были трогательные моменты. В школьном музее хранятся фотографии разных лет, документы, другие исторические материалы, данные о выпускниках, педагогах. «Было очень интересно и волнительно. Ведь вся моя жизнь связана со школой», – признается она. В знак благодарности почти всю домашнюю библиотеку подарила школе. К слову, Нуранию Лутфулловну в прошлом году приглашали на 50-летие 79-й школы. Она и выступление подготовила. Но...подвело здоровье. Встреча не состоялась.
К сожалению, с возрастом и зрение все хуже и хуже, но все равно читает много. «Без книг, газет и журналов я не могу», – говорит она. Иногда по настроению пишет. Вспоминает своих учеников, их родителей, коллег. С некоторыми держит связь. Вот и в районную газету направляет свои статьи.
На снимке: июнь 1975 г. с учениками 8 б класса 79 школы; на уроке русского языка в 79 школе; май 1966 г. с отличниками и ударниками 7 класса 112 школы.