В этом году вся страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Неважно сколько лет прошло – трагедия навсегда останется трагедией. И у памяти нет срока давности – мы будем помнить о важнейшей победе советского народа и миллионах погибших за свободу родной земли. Война затронула всех жителей страны. Большая беда постучалась в каждый дом, в каждую семью. Воевать пошли деды, отцы, мужья и братья, поэтому в каждой семье есть человек, о котором можно рассказать. Важно отметить сплоченность людей, шедших к общей победе. Солдаты защищали своих детей и жен, а они, в свою очередь, также внесли весомый вклад в исход войны. “Все для победы!”, именно таким был девиз наших людей.
Спустя годы как мало среди нас осталось тех, кто своими руками помогал приближать победу. Еще меньше тех, кто воевал, рискуя жизнью. Со слезами на глазах смотришь на них, ветеранов, и понимаешь, что ими нельзя не восхищаться. И всей нашей заботы и доброты будет недостаточно, чтобы выразить им свою любовь и благодарность.
Непомерное бремя военного лихолетья вынесли на своих плечах труженики тыла, дети войны. Именно война и труд закалили их. Многие из них прошли простой, но почетный трудовой путь! Минлегуль Ахметшина – одна из таких, самый старший и уважаемый ветеран труда в селе. В апреле ей исполнился 91 год. Обаятельная, подвижная, аккуратная: она выглядит моложе своих лет, “эбекэй" ее не назовешь.
Я всегда с интересом слушала ее рассказы о военных годах, трудовой деятельности, воспоминания о современниках-односельчанах.
– Не могу точно сказать, когда я перестала работать: это были 1980-е годы. Когда началась война, мне было 12 лет. С этого момента начался трудовой путь. Имею около 50 лет стажа. Всю жизнь трудилась в колхозе, ни от одной работы не отказывалась, – рассказывает она со слезами на глазах. – До сих пор перед глазами Юнусова Хадича, Кадыргулова Шамсинур, Шакирова (Ахметзянова) Гульсина, Гильфановы Тазкира, Рахиля, Бадретдинова Фагия, Шафикова Васима, которые вручную лопатой копают поле. А на другой сторо-не – на изможденных лошадях боронует землю Мунавара-апа Мустафина. Подростки Имангулов Варис, Шакиров Миргазиян, Даутовы Гимай, Инсаф, Зия – невозможно всех перечислить, кто работал вместо отцов на самых тяжелых участках …
Девочки 14-15 лет зимой по пояс в снегу рубили лес для Нижнетроицкого суконного комбината. В это время там производилось качественное шинельное сукно. В те годы зимы были суровыми, снега было много. Теплой одежды не было. Заготовишь кубометр дров – давали 200 грамм хлеба. А когда наступала весна и открывались поля, мы возвращались к севу. Еды не хватало, многие умирали с голоду. Лучше положение было у тех, кто держал корову. На молоке можно было варить супы из крапивы, борщевика...
Когда на полях поспевала рожь, большими мешками возили ее на зернохранилище, где разгружали их. Они были очень тяжелыми. Однажды Гульсина Шакирова решила собрать оставшиеся в уголках мешка зерна, получилось килограмма два. Но один «доброжелатель» донес на нее. Суд приговорил ее к трем годам лишения свободы. Однако решение заменили и вместо тюремного заключения ее отправили на два года на лесозаготовки. Время было такое.
Трудовой подвиг тружеников тыла неоценим. Терпеливые, выносливые женщины, подростки, преклоняемся перед вами. Простите, если по отношению к вам не проявляем уважения.
У Минлегуль-апа ясная память. Многих помнит по именам, может увлекательно рассказать о каждом жителе села, назвать улицы, родники. "Второе большое богатство после хлеба – это вода. Хочу вместе с внуками сходить к роднику Гати на лесной опушке. Мне иногда кажется, что я там встречу своих современников, найду следы своей молодости", – добавляет с грустью ветеран.
С мужем Раисом-абыем они воспитали троих детей. Сейчас она живет с семьей младшей дочери Разили.
Вот уже 22 года она занимается одной из почетных миссий – согласно обычаям провожает в последний путь усопших. Ходит в мечеть, посещает пятничные молитвы.
Пусть Минлегуль-апа в ближайшие годы будет здорова и живет в душевном спокойствии, с радостью в кругу близких ей людей.
Фазина ИСЛАМОВА, с. Старотураево.